Данный материал не является рекламой, носит ознакомительный характер и отражает субъективное мнение автора. Все рейтинговые позиции выбираются на основе подготовленных критериев отбора. Перед покупкой необходимо проконсультироваться со специалистом.
Эпоха цифровых технологий принесла в жизнь фотографа больше возможностей. В прошлом решение определенных проблем требовало больших усилий. Не было возможности сразу ознакомиться с результатами съемки, правильная организация освещения занимала больше времени, а для достижения необходимых эффектов приходилось импровизировать. Последнее способствовало появлению светофильтров на массовом потребительском рынке. Профессиональные программы с широким набором инструментов избавили от ряда проблем. И хотя большая часть эффектов достигается постобработкой в графическом редакторе, световые фильтры не потеряли своей актуальности и сегодня.
- Об аксессуаре
- Какие фильтры не актуальны?
- Влияние цветного фильтра на итоговое изображение
- Как крепятся?
- Какая форма?
- Степень просветления
- Какие бывают?
- Как выбрать
- Лучшие бюджетные светофильтры
- RayLab UV Slim 37mm
- Fujimi Super Slim MC-UV WP series Pro 55 mm
- Rekam X Pro Slim UV MC 52 мм
- Лучшие светофильтры в среднем ценовом сегменте
- Fujimi CPL82 (82 мм) 287
- iBOX Smart CPL 25,5mm
- Набор из 3 фильтров RayLab (UV, CPL, ND8) 52mm
- Лучшие светофильтры премиум класса
- Hoya UV HD Digital 82 mm
- Freewell Hard Stop Variable ND 2-5 Stop 67 mm
- HOYA Variable Density 77
Об аксессуаре
Один из ключевых элементов оптической системы. Визуально представлено стеклом, закрепленным перед объективом. Его задача — создать определенный эффект во время фотосъемки. В зависимости от ситуации: устранение пересвета, удаление посторонних предметов, придание изображению эффектных оттенков, защита от повреждений и другое. Возможности обширны и ограничены творческим взглядом и воображением исполнителя. Аксессуары придают индивидуальность и подчеркивают стиль художника.
Правильный выбор светофильтра в той или иной ситуации актуален как для профессионалов, так и для новичков. В противном случае вы можете повредить раму. К наиболее частым последствиям относятся:
Перед съемкой думают о востребованности фильтра в данной ситуации. Их можно поместить в отдельную сумку, либо в карман сумки или портфеля.
Многие профессионалы покупают фильтры из-за их высоких защитных свойств. Подобные аксессуары выделены в отдельную группу. Они полностью прозрачны и не влияют на изображение. Изначально аксессуар был рассчитан на стрельбу в неблагоприятных условиях. Современный объектив более подвержен механическим воздействиям. Возникла необходимость использовать стеклопакеты на улице, особенно в местах массового скопления людей. В таких ситуациях никто не застрахован от случайного толчка и прочих неожиданностей. Стоимость защитного стекла намного ниже по сравнению с линзой.
Какие фильтры не актуальны?
Переход на цифровые фотоаппараты и появление множества программ с расширенным функционалом для графической обработки изображений облегчили жизнь специалистам и любителям. Нововведение внесло коррективы в спрос определенных групп. Это включает:
Несмотря на впечатляющие возможности графических программ и цифровых камер, все вышеперечисленные группы остаются частично востребованными. Определенная категория специалистов придерживается мнения, что профессиональный фотограф должен уметь добиваться подобных эффектов с помощью фильтров.
Влияние цветного фильтра на итоговое изображение
- Красный. Увеличивает контрастность кадра. Блокирует передачу воздушной перспективы. С ним небо приобретает темный оттенок, оно максимально приближено к черному.
- Желтый. Незаменим для фотосъемки при свете галогенных ламп. Его задача — настроить цветовой баланс и снизить общую температуру кадра.
- Зеленый. Буйство красок передано в полной мере (листва приобретает насыщенный оттенок, яркие источники цвета не портят общую картину). Эффект востребован для панорамной съемки (пейзажи и растения).
- Синий. Уменьшает интенсивность оранжево-красных лучей. Это улучшает воздушную перспективу и контрастность с удаленными объектами.
Как крепятся?
- Винтовой. У новичков возникнут проблемы с выбором. Монтаж возможен при условии, что монтажная резьба совместима с диаметром объектива. Переходное кольцо предназначено для установки в нужное положение, если оно не соответствует исходным параметрам.
- Накладные расходы. Простое и практичное решение. Совместим со всеми типами линз. Для стрельбы стеклянный мундштук поддерживают рукой или фиксируют тонкой резинкой.
В качестве альтернативы нити для крепления можно использовать специальный держатель (компендиум). Особого внимания заслуживают фильтры для формирования импульсного света. Они устанавливаются вместо вспышки и фиксируются простой резинкой.
Какая форма?
- Круглый винт. Популярная и распространенная форма. Перед использованием важно убедиться в совместимости с резьбой объектива. Они не выходят за пределы поверхности Возможна установка поверх аксессуаров защитного или другого фильтра. Подходит для всех типов объективов, представленных на рынке. Толщина зависит от производителя и места назначения. Объемные модели добавляют виньетирование, сверхтонкие модели предназначены для уменьшения размеров объектов.
- Площадь. Востребован профессионалами, занимающимися пейзажной и панорамной съемкой. Держатель крепится на передней части объектива с помощью переходного кольца. Допускается несколько комбинаций. Доступны все размеры (3×3, 4×4).
- Прямоугольный. Выбор многих пейзажных фотографов. Во многом это связано с тем, что градуированные изделия нейтральной плоскости выпускаются в форме прямоугольника. Форма полезна для балансировки горизонта и обрамления сцены. Устанавливается системой держателей, аналогичной квадратной группе. Доступны размеры 100х150 мм, а также меньше и больше. Увеличенные габариты облегчают работу с широкоугольными полнокадровыми объективами.
- Подключить. Устанавливается внутри длиннофокусных объективов. Объемное свободное пространство перед бликами. В некоторых случаях туда помещается резьба (диаметром 95 и 110 мм). Для этого разработчики предусмотрели специальный паз возле спинки. Они производят исключительно прозрачные и поляризованные.
- С зажимом для датчиков. Новое на рынке. Может быть размещен непосредственно перед датчиком камеры. Это контролирует аберрацию и блики. Группа ограничена определенными фильтрами нейтральной плотности и вариантами для астрографии, а также инфракрасной фотографии.
Степень просветления
Характеристика влияет на количество света, попадающего на объектив. Представлен тонким напылением на стекле. Другими словами, чем выше показания, тем больше света пройдет через линзу. Не вошедшие лучи отражаются от передней стенки в линзу аксессуара и обратно в линзу. Так создаются блики.
Маркировка регламентируется общепринятыми стандартами:
Какие бывают?
- Защитный. Рекомендуется к покупке абсолютно всем фотографам. В экстренной ситуации смена аксессуаров не так заметна, как линзы. Цена профессиональных моделей достигает десятков тысяч долларов. Изготовлен из абсолютно прозрачного стекла с максимальным уровнем подсветки. На изображение это не влияет. Назначить специальной маркировкой Protector. Ключевая задача: защитить объектив от мелких частиц (грязь, пыль), случайных механических повреждений, минимизировать влияние плохих погодных условий и других видов воздействий. Включая жирные пятна и отпечатки пальцев.
- Ультрафиолет (УФ). Его можно использовать как защитную накладку для внешней линзы. Основная задача – снижение УФ-излучения. Ток не воспринимается человеческим глазом, а фиксируется матрицей. Он проявляется на кадре едва уловимым голубоватым оттенком, легкой дымкой, напоминающей туман. Проблема хорошо известна тем, кто фотографирует разнообразные пейзажи. Чем дальше объект находится от камеры, тем более выражен эффект. Яркое проявление – переэкспонированное изображение. Фильтр затемняет небо и добавляет плотности изображению без увеличения контраста. Возможно использование в пасмурную погоду при условии изменения цветового баланса.
- Инфракрасный. Ориентирован на узкий круг специалистов. Он основан на блокировке всего видимого спектра лучей, остается только инфракрасная составляющая. Бывает сложно сфокусироваться и сфокусироваться на объекте для фотосъемки. Специалисты рекомендуют использовать штатив и снимать исключительно с малой выдержкой, либо в ручном режиме. Результат превосходит все ожидания, фон слегка размыт, на контрасте основные детали выглядят очень детально. Востребован в портретной фотографии. Пропускает волну от 700 нм. Функция позволяет добиться интересных эффектов на пейзажных изображениях (небо в черных тонах, белоснежные листья).
- Градиент (ЗЕМЛЯ). Сглаживание динамического диапазона в кадре. Если разница в экспозиции слишком велика (яркое небо, темный фон или наоборот). Действие основано на затемнении части кадра. Эффект актуален для фотографирования красивых пейзажей. Визуально похожи на очки-хамелеоны. Верхняя часть светопоглощающая, а нижняя не влияет на степень освещенности. Аксессуары разделены на 2 большие группы: цветные, нейтрально-серые. Большинство специалистов используют квадратичные фильтры. Это связано с точностью проведения линии горизонта по центру. В раундах корректировка границ вызывает определенные трудности. Вращение заслуживает особого внимания. Градиент затемняет половину изображения. Положение меняется в зависимости от предпочтений фотографа.
- Нейтральный (НД). Уменьшите количество света, попадающего в камеру. Для достижения результата используется длинная выдержка. На уровень светоотражения влияет плотность аксессуара. Характеристика может быть разбита на ступени от 1 до 9. При сильном освещении глубина резкости уменьшается и достигается эффект размытия. Они хорошо проявляют себя в определенных ситуациях (фиксация движения водной глади на рассвете или закате), а также когда главная роль отводится игре света и тени. Фильтры нейтральной плотности бывают круглой и прямоугольной формы. Объединение нескольких моделей в одну группу с широкоугольными объективами приведет к виньетированию. Не лучшее решение для беговой фотографии.
- Поляризованный. Устройство состоит из 2-х линз (подвижной и неподвижной). Нужный эффект достигается правильной работой с углами. Для этого он снабжен шкалой на рамке, либо небольшими выступами, облегчающими настройку. Поляризатор требователен к линзам. Совместим только с движущимися фреймами. Аксессуар уменьшает количество света, попадающего на датчик камеры. Изображение становится более насыщенным, контраст между небом и землей не так заметен, снижается яркость бликов. Подобного эффекта не могут добиться даже самые мощные графические редакторы. Изделия делятся на 2 большие группы: круговые и линейные. Последний относится к категории бюджетных. Они не совместимы с камерами TTL (автофокус, кратный замер). По этому принципу работает подавляющее большинство устройств. Круглые фильтры поддерживают оптимальную настройку автофокуса и автозамера, а также способны подавлять весь ненужный световой спектр.
- Мягкий и туманный (смягчающий). Уменьшите четкость изображения и размойте его. Ограничений по светосиле и фокусному расстоянию нет. Допускается использование ночью, в дождливую погоду и зимой.
- Фильтры макросов. По принципу действия они сравнимы с увеличительными линзами. С их помощью наводят на объект с приемлемого минимального расстояния. Другими словами, аксессуар можно использовать для преобразования одиночной камеры в макрообъектив. Это негативно сказывается на качестве изображений.
- С определенным эффектом (конверсия). Предназначен для точной цветопередачи (актуально в пасмурную погоду или при слабом освещении). Происходит изменение цветового баланса и температуры изображения. Для достижения максимального эффекта специалисты рекомендуют пользоваться колориметром или специальными таблицами цветов и оттенков.
Как выбрать
- Иметь дело. Разделение основано на воздействии на готовое изображение. Рекомендуется предварительно ознакомиться с классификацией. В продаже есть наборы с определенными эффектами.
- Из чего они сделаны. Премиум-сегмент включает оптическое стекло. Материал не требует особого ухода и условий хранения. Единственный недостаток – высокая стоимость. Уровень ниже пластика. Поверхность легко повреждается. Имеет низкий срок службы по сравнению со стеклом. Качество пластика и желатиновой пленки ниже.
- Размер. Вся необходимая информация указана в инструкции или на футляре. Характеристика выбирается исходя из размеров передней линзы. Варьируется в пределах 25 — 105 мм. Производитель в названии модели указывает диаметр. Наиболее распространенные размеры: 49 мм, 52 мм, 55 мм, 58 мм, 62 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм и 82 мм. При покупке моделей для широкоугольных объективов следует быть предельно внимательным. В частности, они совместимы с изделиями исключительно в тонких оправах (Slim). Таким образом достигается эффект виньетирования. Особое внимание уделяется выпуклости линзы. В таких случаях необходимо предусмотреть дополнительное место.
- Ширина и высота рамок одинаковы. Нарушение пропорций приведет к тому, что какая-то часть не попадет в кадр.
- Установить или поделиться? Предпочтительнее покупать набор. Это выгоднее. Для хранения и транспортировки используйте отдельный карман в рюкзаке или специальную сумку.
- Внимательно осмотрите покупку. Царапины и дефекты говорят о низком качестве. С ними невозможно добиться хороших результатов. Они нивелируют профессиональную оптику. Аксессуары должны соответствовать уровню устройства.
Лучшие бюджетные светофильтры
RayLab UV Slim 37mm
Представитель коллекции AXIO, ориентированной на новичков. Изготовлен из высококачественного полированного стекла. Аксессуар воспроизводит цвета без искажений, получил оптимальный уровень светопропускания. Блокирует доступ к световым волнам менее 410 нм. Помимо своего назначения, его можно использовать для защиты объектива от пыли, влаги и отпечатков пальцев. Благодаря высокой прозрачности стекло практически незаметно и не повлияет на работу других аксессуаров.
фильтр RayLab UV Slim 37mm Преимущества:
Недостатки:
Fujimi Super Slim MC-UV WP series Pro 55 mm
Представитель профессиональной многослойной серии продукции известной компании. Главное отличие от конкурентов — ультратонкая оправа. В сочетании с широкоугольными объективами виньетирование невозможно. Дополнительно покрыты водоотталкивающим слоем (WP). Оптика покрыта 16 слоями. Потери света составляют 0,01%. По эффективности он значительно превосходит своих конкурентов. Мундштук изготовлен из пластика, алюминиевая рама гасит получаемую энергию и минимизирует повреждение камеры.
фильтр Fujimi Super Slim MC-UV WP серии Pro 55 мм Преимущества:
Недостатки:
Rekam X Pro Slim UV MC 52 мм
Для продления срока службы наносится защитный внешний слой. С его помощью значительно повышается контрастность изображений и увеличивается срок службы матрицы. Для получения реалистичных изображений и снижения яркости предусмотрено 16-слойное напыление. После защиты от негативного воздействия УФ-лучей можно забыть о таком явлении, как матовость. Он хорошо известен всем, кто стреляет в горах или на поверхности воды на большие расстояния. Ультратонкий продукт незаметен на камеру и не доставляет дополнительных проблем при транспортировке.
фильтр Rekam X Pro Slim UV MC 52 мм Преимущества:
Недостатки:
Лучшие светофильтры в среднем ценовом сегменте
Fujimi CPL82 (82 мм) 287
Поляризованный световой поток придает конечному изображению определенные художественные эффекты. Продукт устраняет блики, насыщает изображение и затемняет небо. Доступны для прямых солнечных лучей и те, которые были отражены от неметаллических поверхностей. Лучший выбор для тех, кто снимает пейзажи. Ультратонкая алюминиевая рама окрашена в черный матовый цвет. Краска подобрана таким образом, чтобы исключить возможность появления бликов на краях кадра.
фильтр Fujimi CPL82 (82 мм) 287 Преимущества:
Недостатки:
iBOX Smart CPL 25,5mm
Модель с круговой поляризацией изготовлена из высококачественного полированного стекла. Металлический каркас выдерживает меньшее физическое воздействие и защищает камеру от механических повреждений.
фильтр iBOX Smart CPL 25,5мм Преимущества:
Недостатки:
Набор из 3 фильтров RayLab (UV, CPL, ND8) 52mm
Представитель коллекции AXIO, ориентированной на новичков. В наборе 3 популярные ссылки, без которых не обходится ни один практикующий фотограф. Все участники выполнены из качественного полированного стекла.
светофильтр Набор из 3 фильтров RayLab (UV, CPL, ND8) 52мм Преимущества:
Недостатки:
Лучшие светофильтры премиум класса
Hoya UV HD Digital 82 mm
Изготовлен с использованием инновационной технологии HD (Hardened Glass). Полученное таким образом стекло блокирует практически весь спектр УФ-лучей. Ультратонкий закаленный материал в несколько раз превосходит конкурентов. Восьмислойное многослойное покрытие с 2 сторон увеличивает светопропускание до 99,3%. Вероятность ослепления сведена к минимуму.
фильтр Hoya UV HD Digital 82 мм Преимущества:
Недостатки:
Freewell Hard Stop Variable ND 2-5 Stop 67 mm
Изделие заключено в черную алюминиевую рамку. У него нет передней панели. Сбоку имеется градуированная шкала для точной настройки. В производстве используется оптическое стекло марки B270 Schott AG (Pure High Definition). Он защищен 18 слоями антибликового покрытия. С 2-х сторон верхняя часть выполнена из специального материала повышенной прочности. В комплектацию входит магнитная металлическая крышка и тряпочка для очистки поверхности от загрязнений.
фильтр Freewell Hard Stop Variable ND 2-5 Stop 67 mm Преимущества:
Недостатки:
HOYA Variable Density 77
Обновленная модель получила вращающуюся раму с ручкой. Точное управление светом, падающим на объектив, поможет добиться оригинальных художественных эффектов. Регулировка в пределах 1,5 — 9 шагов. Совместимость с камерами с длинной выдержкой откроет невиданные ранее возможности.
фильтр переменной плотности HOYA 77 Преимущества:
Недостатки:
Появление цифровых камер и мощных графических редакторов облегчило жизнь профессионалам. Некоторые светофильтры утратили свою актуальность и стали нишевыми. С ними связываются люди определенных конфессий. Но есть те категории аксессуаров, которые до сих пор пользуются спросом. Неправильно подобранный товар снизит качество изображения и внесет дополнительные блики. Он должен быть на том же уровне, что и используемая оптика.